Позвонил товарищ из родной Уфы и попросил откликнуться на заведённую им в газете рубрику «Путешествие в страну СССР», что я и делаю…
Люди обычно идеализируют время, выпавшее на детство-отрочество-юность. Что естественно, ведь даже учёные утверждают: всё, что происходит в возрасте от 10 до 16 лет, подросток, а затем юноша воспринимает как нормальное (кстати, именно в этот период под воздействием таких факторов, как семья и среда, в основном формируется характер человека). А уж если в эти годы не случались какие-то катаклизмы, то человек тем более будет вспоминать их с ностальгией. Вот почему, несмотря на трудности, которые страна переживала в далёкие пятидесятые, нам, родившимся тогда, просто грех жаловаться: отгремела война, страна не только успешно восстанавливала разрушенное хозяйство, но и активно осваивала космос, мирный атом. Всё было на подъёме: наука, образование, литература, кино, театр, и мы были свидетелями многих побед, наполнявших каждого гордостью, а главное – желанием и самим быть лучшими в своей профессии.
Следуя словам великого Пьера Корнеля «Живой пример верней, и только он велик», обращусь к фактам своей – типично советской – судьбы.
Когда отец ушёл из жизни, мне было десять лет, а сёстрам – 14 и 16. Мама работала агентом Госстраха. Семейный доход был, понятное дело, скромным, но мы ни одного дня не чувствовали себя в чём-то ущемлёнными. Да, был свой огород, было поле картошки, из которой матушка какие-только блюда не готовила зимой. Все посещали бесплатные кружки и секции. Все трое получили высшее образование: старшая сестра стала медиком, средняя – экономистом, я – журналистом. И в этом – те плюсы, которыми обладал СССР, а именно: социальное обеспечение, бесплатная медицина и образование, низкие траты на бытовые нужды, дешёвые товары, забота о счастливом детстве. На последнем остановлюсь особо.
Драмкружок
По нынешним меркам двухэтажное здание школы № 75 выглядит, конечно, более чем скромно, но нам, первоклассникам 1961-го года, оно казалась огромным – ну как же: целых два этажа, есть свой спортзал, сцена, библиотека… Учился я легко и с удовольствием, может быть, потому, что в детский сад не ходил, и каждый урок был открытием – нравилось всё, даже чистописание, а особенно – чтение по ролям. Видимо, это мне неплохо удавалось, потому что как-то меня попросили зайти в библиотеку, где её хозяйка Ольга Васильевна Кацерик, которая к тому же вела драмкружок, предложила роль в инсценировке рассказа Виктора Драгунского «Где это видано, где это слыхано», с которой мы победили в республиканском конкурсе художественной самодеятельности. Почти к каждому празднику драмкружковцы готовили либо пьеску, либо монтаж – так называлось стихотворное поздравление. Нас – артистов – любили и даже защищали от местной шпаны. Именно драмкружок влюбил меня в сцену, на которую затем я выходил затем как артист, как конферансье, как кавээнщик и даже как режиссер (в десятом классе инсценировал и поставил небольшой спектакль по книге Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», где сыграл заглавную роль Зурико Вашаломидзе).
Художественная школа
Рисовать я начал рано, и хорошо помню первый подаренный мне альбом для рисования – солидный, с обложкой из чёрной кожи. Отец любил передвижников, и потому все домашние стены были украшены репродукциями их картин в его исполнении: «Охотники на привале» Василия Перова, «Алёнушка» Виктора Васнецова, «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского…
Он, фронтовик, ушёл из жизни в сентябре 1964-го, успев отнести мои документы и рисунки в Уфимскую детскую художественную школу № 1, размещавшуюся на улице Ульяновых, недалеко от знаменитых черниковских восьмиэтажек. Обучение, организованное директором Александрой Михайловной Графовой и завучем Виктором Андреевичем Головым, проходило на самом серьёзном уровне, о чём говорит и сохранившееся в моём архиве солидно выглядящее свидетельство об окончании ДХШ № 1. Там значится: «Рисунок – 4», «Живопись – 4», «Композиция – 5», «Лепка– 4», «История искусств – 5», «Практика – 5».
Учёба в ДХШ была тогда бесплатной и очень интересной: например, по воскресеньям нам специально заказывали маленький зал в кинотеатре «Спутник» для показа фильмов о художниках; в начале лета мы обязательно выезжали на пленэр.
Пионерский лагерь
Каждое лето один или два месяца мы отдавали пионерским лагерям. Путевки по льготным ценам родители получали на производстве, и поэтому из года в год дети могли отдыхать в одном и том же месте, и поэтому дружба, возникавшая в лагере, нередко продолжалась годами.
Я обожал свой пионерлагерь «Спутник». Конечно, как и все, не любил тихий час и линейки, но ведь это мелочь по сравнению с новыми знакомствами, юношеской влюблённостью, членством в сборной лагеря по футболу, капитанством в кавээновской команде… Конечно, наш скромный лагерь не мог сравниться по комфорту с «Артеком» или «Орлёнком», но уж по теплоте общения точно им не уступал.
Лагерь многому учил.
Во-первых, коллективизму. Эгоисту туго приходилось в отряде, и, надо сказать, многие маменькины сыночки перевоспитывались.
Во-вторых, лагерь учил коммуникации. Умение общаться, умение найти свою ноту в общем хоре – это приходило как бы само собой.
В-третьих, лагерь учил проявлению того или иного таланта. Каждый мог выбрать из множества кружков и секций то, к чему лежала его душа. Особой популярностью пользовался фотокинокружок. Наиболее способным киномеханик позволял крутить вечером кино, демонстрировавшееся на огромной простыне, на открытом воздухе в окружении тёмного леса…
В-четвертых, лагерь учил проявлению организаторских способностей: ведь почти каждый за что отвечал. Помимо командира отряда, выбирались звеньевые, редакторы и художники отрядной стенгазеты, спортсектор и т.д. Эти качества особенно ярко проявлялись в турпоходах, а старшие отряды обязательно уходили в трёхдневные походы – и это, конечно же, было суперсобытие!
Спорт
Как бы это ни пафосно звучало, но вся система воспитания и образования была нацелена на то, чтобы человек мог стать «гармонично развитой личностью». Мало было хорошо учиться, нужно было и петь, и читать стихи, и рисовать, и рукодельничать, и увлекаться спортом. Тогда интернета и гаджетов не было, телевидение работало с 18.00 до 23.00, и большинство занимало время книгами и спортом. Летом – футбол во дворе, настольный теннис на собранном собственными руками столе, баскетбол с кольцом, прибитом к столбу; зимой – хоккей на залитых общими усилиями катках или лыжи на заснеженном поле. А ещё школьные секции или секции на ближайшем стадионе, куда принимали с распростёртыми объятьями – только регулярно посещай тренировки. А ещё «Кожаный мяч» и «Золотая шайба» с амуницией от организаторов…
Чтение
Тогда страна справедливо считалась одной из самых читающих, поскольку существовала определенная система знакомства с литературой различного характера и различного уровня. В детсадовском возрасте мы любили книжки с картинками, в школе наряду с учебниками знакомились с детскими художественными книгами, авторами которых были лучшие писатели (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто), а иллюстраторами – лучшие художники страны (Ю. Васнецов, В. Лебедев, Е. Чарушин, А. Пахомов, В. Конашевич, Т. Маврина). Затем появлялась подростковая литература, книги для молодёжи…
Конечно, деление это условное (какой возрастной категории, например, адресовать книги Александра Грина или Александра Беляева?), и всё же, всё же, всё же… Постепенность чтения также способствовало гармоничному развитию личности: ведь ни для кого не секрет, что юношеский возраст – возраст увлечения романтикой, возраст острых чувств. Отсюда – поиск соответствующих героев, мотивов, ситуаций. И – крайне важное наблюдение – какие-то книги необходимо успеть прочитать в определённом возрасте.
Вот строки из песни Владимира Высоцкого, написанной для фильма «Стрелы Робин Гуда», а использованной в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»:
«Детям вечно досаден
Их возpаст и быт, –
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас».
Сегодня, к сожалению, прервалась традиция семейного чтения, но, значит, родителям следует искать другие варианты управления чтением ребёнка. Естественно, что главными в этом процессе остаются школы и библиотеки. Уже взрослым человеком я прочитал небольшую повесть Евгения Дубровина «В ожидание козы», которую затем дал своему старшему сыну, тогда подростку, и он так же, как я, был просто ошеломлён, повесть и в мальчике вызвала ту же бурю чувств.
Чтение – это труд и процесс, благодаря которому человек и приобретает подлинную грамотность (известно, что, например, иностранное слово становится вашим, входит в ваш лексикон, или тезаурус, по научному, если вы произвели с ним 5 или 7 «операций»: прочитали, проверили значение в словаре, применили в контексте и т.д.). При умном – отборном – чтении происходит воспитание чувств. Эмоционально переживая, мы учимся сочувствию, мы тренируем наше воображение. Через литературу многие приходили к изобразительному искусству, к театру, к кинематографу, т.е. расширили свои познания о мировой и национальной культуре.
***
Вовсе не идеализируя время, называемое советским (вот только не терплю эпитет «совок»), я вспоминаю и заидеологизированность нашей жизни, и вечный дефицит, и бесконечные очереди… Но всё это было поправимо, поскольку достоинств у тогдашней жизни было несравнимо больше, а именно: отсутствие резкого социального расслоения и дружба народов, гарантированный труд и уверенность в будущем, гуманные ценности и расцвет культуры. Именно это было основой Страны советов. Именно это надо было холить и развивать.