Сего­дня ему бы испол­ни­лось 67 лет, и я бы рано утром позво­нил и, как все­гда, ска­зал бы: «Опять, Ляк­сей, ты меня обо­шёл – при­дёт­ся до авгу­ста дого­нять». И мы бы шути­ли и гово­ри­ли бы о гря­ду­щем пер­вом сен­тяб­ря, о нашем жур­фа­ке, о том, какие выстав­ки гото­вят­ся, какие кни­ги вер­ста­ют­ся…

Я нашёл в архи­ве под­бор­ку фото­гра­фий Алек­сея Алек­се­е­ви­ча Коло­со­ва, кото­рые он сам про­ком­мен­ти­ро­вал, а ещё его пуб­ли­ка­цию в одном из воло­год­ских изда­ний. Что­бы пом­ни­ли…

 

А. Коло­сов: «Порт­рет Васи­лия Ива­но­ви­ча Бело­ва — это один из самых послед­них его при­жиз­нен­ных, самое послед­нее появ­ле­ние на пуб­ли­ке, в филар­мо­нии име­ни Гав­ри­ли­на на под­ве­де­нии ито­гов Обще­рос­сий­ско­го лите­ра­тур­но­го кон­кур­са име­ни Васи­лия Бело­ва «Всё впе­ре­ди».

Вла­ды­ко Мак­си­ми­ли­ан (Архи­епи­скоп Воло­год­ский и Вели­ко­устюж­ский) – сам заме­ча­тель­ный фото­граф.

Надеж­да Пли­ги­на – вос­ста­нав­ли­ва­ет малень­кий ост­ров­ной мона­стырь Спас-Камен­ный, руко­во­дит там все­ми рабо­та­ми, орга­ни­зу­ет пита­ние, про­во­дит экс­кур­сии для палом­ни­ков. Этот малень­кий ост­ров (120 на 80 мет­ров) в Кубен­ском озе­ре был одним из древ­ней­ших ост­ров­ных мона­сты­рей Рус­ско­го Севе­ра. После окон­ча­тель­но­го упад­ка два Алек­сандра: Пли­гин – радио­лю­би­тель, инже­нер, дирек­тор заво­да, и Аса­фов – архи­тек­тор, вдво­ём ста­ли его вос­ста­нав­ли­вать. Оба ото­шли ко Гос­по­ду, успев рас­ше­ве­лить народ, а Надеж­да, жена Саши Пли­ги­на, вста­ла на его место. Ей помо­га­ют дети их, дру­зья. Теперь и епар­хия.

О Бори­се Васи­лье­ве, что гово­рить? Послед­ний роман­тик и дво­ря­нин в совет­ской лите­ра­ту­ре…»

 

Алек­сей КОЛОСОВ

 

ФОТОЖУРНАЛИСТИКА – ЗАНЯТИЕ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ…

 

Пер­вый свой фото­ап­па­рат, а это была «Сме­на», я полу­чил в пода­рок от бабуш­ки «за отлич­ную учё­бу и при­мер­ное пове­де­ние» после окон­ча­ния тре­тье­го клас­са. Надёж­ный аппа­рат с вели­ко­леп­ным объ­ек­ти­вом остал­ся в армии, послу­жив мне 11 лет без еди­ной полом­ки. К тому вре­ме­ни я обза­вёл­ся «Зени­том», с кото­рым и при­шёл в воро­неж­ский «Моло­дой Ком­му­нар» осе­нью 1975 года. «Бил­ся» вме­сте с кол­ле­га­ми за высо­кие уро­жаи, рекорд­ные надои, спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию тру­до­вых почи­нов в ком­со­моль­ско-моло­дёж­ных бри­га­дах. Бобик с фото­ап­па­ра­том! И без отяг­ча­ю­щих мыс­лей в голо­ве. Пер­вое серьёз­ное раз­мыш­ле­ние о про­фес­сии при­шло по окон­ча­нии фее­ри­че­ско­го раз­но­са редак­то­ра, кото­ро­му я ещё зимой пообе­щал сде­лать фото­гра­фию из воро­неж­ско­го «Клу­ба мор­жей», кажет­ся, для «Ком­со­моль­ской прав­ды». Но не сде­лал. Не из-за лени толь­ко, а пото­му что в назна­чен­ное вре­мя мор­жи в услов­лен­ном месте не объ­яв­ля­лись два­жды. На пла­нёр­ке я об этом сооб­щил, види­мо, не совсем внят­но, но сни­мок какое-то вре­мя с меня спра­ши­вать пере­ста­ли. Я пере­стал зво­нить мор­жам и дого­ва­ри­вать­ся о новой встре­че. Лёд на Воро­неж­ском водо­хра­ни­ли­ще рас­та­ял, и сни­мок пона­до­бил­ся в тот же день…

Редак­тор, отно­сив­ший­ся ко мне как к млад­ше­му бра­ту, стал похож на раз­гне­ван­но­го отчи­ма. Раз­го­ва­ри­ва­ли с гла­зу на глаз, но лег­че от это­го не было.

– Я редак­тор тебе или … соба­чий?

– Редак­тор, – отве­чаю и чув­ствую, что это про­вал.

– Что ты зала­дил: «Два раза ходил!»? Два­дцать два надо было схо­дить! Сто два­дцать два!..

Кажет­ся, я нерв­но, но глу­по улыб­нул­ся не вовре­мя, после чего мой стар­ший това­рищ раз­бил о свой стол вели­ко­леп­ную импорт­ную чер­ниль­ную руч­ку, испор­тив костюм и белую сороч­ку себе… Потом он достал из сей­фа бутыл­ку вод­ки и два ста­ка­на, напол­нил их, кив­нул мне, всё ещё свер­кая гла­за­ми через тол­стые лин­зы очков. Мы выпи­ли, чок­нув­шись, мне пока­за­лось, не по-дру­же­ски.

– Что­бы я тебя сего­дня не видел!..

Я шёл по опу­стев­ше­му редак­ци­он­но­му кори­до­ру пято­го эта­жа «Дома кни­ги», пони­мая, что это моя «отваль­ная» была. Открыл оби­тую желе­зом дверь фото­ла­бо­ра­то­рии, направ­ля­ясь через «сухой» пред­бан­ник в «мок­рую», хлоп­нул за собой две­рью так, что посы­па­лась шту­ка­тур­ка, каюсь, выру­гал­ся, а толь­ко потом почув­ство­вал, что мне в заты­лок кто-то смот­рит. Ста­ло не про­сто страш­но, но жут­ко. Огля­ды­ва­юсь, а за «моим» сто­лом сидит… Васи­лий Михай­ло­вич Пес­ков. Изви­нил­ся, рас­ска­зал, что слу­чи­лось, попро­сил под­пи­сать кни­гу «Зем­ля за оке­а­ном», кото­рую купил пару дней назад.

– Не пере­жи­вай­те так, моло­дой чело­век! Меня тоже из этой газе­ты выгна­ли в своё вре­мя – не про­пал же!

Обо­шлось в тот раз, сла­ва Богу! Но чув­ство ответ­ствен­но­сти с той поры пере­ме­сти­лось в верх­нюю часть шка­лы при­о­ри­те­тов редак­ци­он­но­го «Боби­ка с фото­ап­па­ра­том». Поче­му Боби­ка? Пока­зы­ваю как-то Ана­то­лию Кости­ну, мое­му пер­во­му настав­ни­ку, запу­стив­ше­му в нашу лабо­ра­то­рию тогда Васи­лия Пес­ко­ва и не успев­ше­му меня пре­ду­пре­дить, сни­мок, кото­рый мне само­му очень понра­вил­ся, что­бы услы­шать похва­лу, а он, повер­тев сни­мок так и сяк:

– Вот если Боби­ку пове­сить на хвост твой аппа­рат с тай­ме­ром, да пнуть его как сле­ду­ет, он побе­га­ет по горо­ду и вер­нёт­ся, когда жрать захо­чет. Про­явишь плён­ку, что он при­не­сёт – обя­за­тель­но пара таких вот кад­ров там будет… Думать надо чаще!

…В пять­де­сят лет, поню­хав поро­ху, посни­мав на про­сто­рах Сою­за Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских рес­пуб­лик и зна­ме­ни­тых ком­бай­не­ров, и писа­те­лей вели­ких, и про­стых десант­ни­ков, встав­ших меж­ду кир­ги­за­ми и узбе­ка­ми в Фер­ган­ской долине, пора­бо­тав в раз­ных изда­ни­ях чело­ве­ком пишу­щим и сни­ма­ю­щим, ока­зал­ся я на род­ном жур­фа­ке в Воро­неж­ском уни­вер­си­те­те. Сидят пере­до мною каж­дый день буду­щие «боби­ки», воз­мож­но, слу­ша­ют вни­ма­тель­но, как пра­ви­ло, меч­та­ют о сла­ве и выстав­ках, о меж­ду­на­род­ных награ­дах и огром­ных гоно­ра­рах, веро­ят­но. А мне им хочет­ся рас­ска­зать о том, что я сам толь­ко с недав­них пор стал пони­мать. Что и мир, и вой­на – всё в тебе. А талант, если он есть, – от Бога. Но без тру­до­лю­бия и чест­но­го отно­ше­ния к каж­до­му чело­ве­ку, в сто­ро­ну кото­ро­го ты направ­ля­ешь свой объ­ек­тив, тол­ку не будет. Что тре­бо­ва­ния –даже в одной редак­ции – к тех­ни­че­ским, худо­же­ствен­ным, инфор­ма­ци­он­ным состав­ля­ю­щим жур­на­лист­ской фото­гра­фии могут менять­ся без поже­ла­ний фото­кор­ре­спон­ден­та. И не все­гда такие пере­ме­ны быва­ют напол­не­ны здра­вым смыс­лом. А если он с эти­ми пере­ме­на­ми не согла­сен, то логич­нее уйти ему, а не устра­и­вать в редак­ции пере­строй­ку с пере­во­ро­том. Твор­че­ский про­цесс в любой редак­ции – явле­ние стран­но­ва­тое для непо­свя­щён­ных, носит запу­тан­ный кол­лек­тив­но-инди­ви­ду­аль­ный отте­нок, где почти каж­дый инди­ви­ду­ум видит себя в цен­тре про­цес­са, а все, не согла­ша­ю­щи­е­ся с таким поло­же­ни­ем вещей, не про­сто оппо­нен­ты… И редак­тор с ответ­ствен­ным сек­ре­та­рём, если они про­фес­си­о­на­лы, могут и долж­ны такую игру под­дер­жи­вать для поль­зы дела, не забы­вая, что жур­на­ли­сты, как дети, быва­ют наив­ны и жесто­ки одно­вре­мен­но… Но в редак­ци­ях появи­лись мене­дже­ры, кото­рым всё рав­но, чем управ­лять. Но это – дру­гая пес­ня…

Как-то на заня­ти­ях, ана­ли­зи­руя оче­ред­ные резуль­та­ты World Press Photo, сту­ден­ты при­шли к мне­нию, что за неко­то­рые сним­ки, отме­чен­ные меда­ля­ми, будь они пред­став­ле­ны в каче­стве само­сто­я­тель­ной рабо­ты на зачё­те по фото­де­лу, зачё­та они не полу­чи­ли бы. Потом были пуб­ли­ка­ции авто­ри­тет­ных рос­сий­ских фото­жур­на­ли­стов и кри­ти­ков с мне­ни­ем не столь ради­каль­ным, но схо­жим по настро­е­нию. И мы ста­ли искать отве­ты на самые слож­ные вопро­сы о том, кому из фото­жур­на­ли­стов на Руси жить хоро­шо. И выска­зал я пред­по­ло­же­ние, что самые неан­га­жи­ро­ван­ные и «сво­бод­ные» из всех печат­ных СМИ в Рос­сии – это газе­ты рай­он­ные. Им не при­ста­ло сожа­леть о про­да­же фото­бан­ка агент­ства «Маг­нум», им неко­гда участ­во­вать в дис­кус­сии о «смер­ти фото­жур­на­ли­сти­ки», воз­ник­шей после оче­ред­но­го меж­ду­на­род­но­го фото­фе­сти­ва­ля в Арле. И вся-то их, рай­он­ных жур­на­ли­стов, забо­та в том заклю­ча­ет­ся, что­бы напи­сать хоро­шо о людях хоро­ших, кото­рых у нас хва­та­ет всю­ду в деревне. Вы спро­си­те, а как же кри­ти­ка, поиск недо­стат­ков, вскры­тие нега­тив­ных явле­ний? Всё в себе!..

И вот я, пен­си­о­нер с полу­го­до­вым ста­жем, рабо­таю в рай­он­ной газе­те «Вос­ход». Здесь, в Сям­жен­ском рай­оне Воло­год­ской обла­сти, мы выпус­ка­ем рай­он­ную газе­ту, в кото­рой ста­ра­ем­ся при­дер­жи­вать­ся «нетра­ди­ци­он­ных» тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей – пишем боль­ше о людях хоро­ших, не кон­флик­ту­ем с рай­он­ной адми­ни­стра­ци­ей, пото­му что искренне счи­та­ем, что дела­ем общее дело. Ста­ра­ем­ся помо­гать людям, кото­рые нам верят, кото­рым зача­стую боль­ше не к кому обра­тить­ся со сво­и­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми…

С неко­то­ры­ми сво­и­ми сту­ден­та­ми, рабо­та­ю­щи­ми теперь в Москве, Воро­не­же, Санкт-Петер­бур­ге и дру­гих горо­дах и посёл­ках, я пере­пи­сы­ва­юсь и пере­го­ва­ри­ва­юсь. Я бываю в гостях у них, они при­ез­жа­ют изред­ка в Волог­ду. Мы гово­рим о хоро­ших людях, с кото­ры­ми нам дово­дит­ся общать­ся, обсуж­да­ем буду­щее фото­жур­на­ли­сти­ки, кото­рая нико­гда не была уде­лом сла­бо­нерв­ных…

 

ОБ АВТОРЕ:

Родил­ся на Колы­ме в авгу­сте 1953 года, но лишь спу­стя мно­го лет узнал и понял, поче­му это лето было холод­ным. Роди­те­лям уда­лось пере­брать­ся в Воро­неж­скую область — в село Хре­но­вое Боб­ров­ско­го рай­о­на. После окон­ча­ния вось­ми­лет­ки и Воро­неж­ско­го авиа­ци­он­но­го тех­ни­ку­ма им. Вале­рия Чка­ло­ва слу­жил в вой­сках свя­зи Совет­ской Армии.

Рабо­тал фото­кор­ре­спон­ден­том в област­ной воро­неж­ской газе­те «Моло­дой Ком­му­нар», закон­чил заоч­ное отде­ле­ние жур­на­ли­сти­ки фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Воро­неж­ско­го госу­ни­вер­си­те­та. Рабо­тал и пуб­ли­ко­вал­ся во мно­гих совет­ских газе­тах и жур­на­лах Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Укра­и­ны, Кир­ги­зии, про­шел горя­чие точ­ки Совет­ско­го Сою­за и Рос­сии, пре­по­да­вал фото­жур­на­ли­сти­ку на жур­фа­ке Воро­неж­ско­го госу­ни­вер­си­те­та.

Член Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции жур­на­ли­стов и Сою­за жур­на­ли­стов Рос­сии. Участ­ник и лау­ре­ат мно­гих совет­ских, меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских выста­вок и кон­кур­сов жур­на­лист­ской и худо­же­ствен­ной фото­гра­фии. Неко­то­рые рабо­ты хра­нят­ся в част­ных кол­лек­ци­ях в стра­нах ближ­не­го и даль­не­го зару­бе­жья.

Сей­час живет в Волог­де, рабо­та­ет заме­сти­те­лем глав­но­го редак­то­ра и ответ­ствен­ным сек­ре­та­рем рай­он­ной газе­ты «Вос­ход» в Сям­жен­ском рай­оне Воло­год­ской обла­сти. Ведет в Сям­же фото­сту­дию в Дет­ском доме твор­че­ства, про­во­дит семи­на­ры и мастер-клас­сы для жур­на­ли­стов рай­он­ных газет. В послед­ние годы его свя­зы­ва­ла друж­ба с Бори­сом Васи­лье­вым и Васи­ли­ем Бело­вым.

Посто­ян­ная выстав­ка экс­по­ни­ру­ет­ся в Област­ном дра­ма­ти­че­ском теат­ре Волог­ды. В про­шлом году в рам­ках фести­ва­ля клас­си­че­ской музы­ки «Кру­же­ва» состо­я­лась пер­со­наль­ная выстав­ка «Лица» в Воло­год­ской област­ной филар­мо­нии, сей­час в Спа­со-При­луц­ком Димит­ри­е­вом мона­сты­ре про­хо­дит выстав­ка «Бра­тья и сест­ры».